КАК ОБУЧИТЬ РЕБЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ.

 Всегда легче рассказывать о знакомых событиях, описывать знакомый предмет или действие, которое умеешь совершать, поэтому первые образцы связной речи – это рассказы на темы из личного опыта. Если постоянно побуждать ребенка к рассказыванию о прожитом дне, это станет о потребностью – поделиться своими впечатлениями о пережитом.

  Научить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа можно с помощью серийных картинок. Ребенку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, не сбиваясь, от начала до конца. По каждой картинке ребенок составляет одно предложение, и вместе они соединяются в связный рассказ. Когда ребенок научится свободно рассказывать по готовым сериям картинок, ему можно предложить самому выложить в нужной последовательности серию из трех-четырех картинок, а затем составить рассказ по данной серии.

        Можно использовать игру«Нарисуй сказку», цель которой – научить составлять рисуночный  план к тексту и использовать его при рассказывании. Вы читаете текст сказки и предлагаете ее записать с помощью схематичных рисунков. Таким образом, ребенок сам изготавливает серию последовательных рисунков, по которым потом рассказывает сказку. Помогите ему в схематичном изображении предметов.     

       «Чего на свете не бывает». Дети любят рассматривать картинки-небылицы, находить и обсуждать ошибки. Нужно только попросить ребенка не просто перечислять неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочно. Тогда получится полное описание картины, да и еще с элементами рассуждения

      «Как ты узнал».Цель игры – учить подбирать доказательства при составлении рассказов, подбирая существенные признаки. Предложите ребенку предметы или предметные картинки. Пусть он выберет и назовет. Спросите его: «Как ты узнал, что это телевизор, книга, мяч, пылесос, аквариум и т.д.?». И ребенок должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от других.

       «А я бы…». Цель игры – развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию. После прочтения ребенку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал одним из главных персонажей. Запишите рассказ ребенка на магнитофон, прослушайте его вместе с ним.